С 2010 по 2013 специалистами государственного учреждения образования «Сморгонский социально-педагогический центр» реализовывался республиканский инновационный проект «Внедрение экологической модели формирования психологической культуры здорового образа жизни». В ходе реализации проекта деятельность педагогов была направлена на достижение следующей цели: создание условий для развития каждого ребенка путем внедрения модели психолого-педагогической поддержки в здоровьесберегающей образовательной среде. Разработка модели психолого-педагогической поддержки в здоровьесберегающей образовательной среде предполагает взаимодействие четырех функций образования: обучение, воспитание, развитие и поддержка ребенка. Основными компонентами данной модели являются салютогенные факторы: поддерживающие факторы на уровне личности, семьи и социального окружения.
На всех этапах реализации инновационного проекта были созданы максимально благоприятные условия для повышения уровня методологической культуры педагогов. В качестве таких условий явились: теоретические семинары, семинары-практикумы, методические встречи. Классные коллективы, участвующие в реализации проекта, отбирались с учетом длительности проекта таким образом, чтобы обеспечить непрерывность осуществления поддержки на протяжении трех лет классным руководителем, поскольку для отслеживания эффективности результатов необходимо, чтобы с классом работал один и тот же педагог. Было определено, что в классах среднего звена поддержку учащихся будут осуществлять не только классные руководители, но и другие педагоги-предметники, работающие с классом по основным предметам.
Учителя были ознакомлены с концепцией салютогенеза, основная идея которой заключается в том, что для полноценного развития физического и психического здоровья ребенка решающее значение имеет укрепление сильных сторон его личности, формирование защитных факторов, а не устранение слабых сторон
При осуществлении педагогической поддержки педагоги не корректировали выявленные проблемы и недостатки, а в первую очередь укрепляли сильные стороны личности учащихся, факторы защиты на уровне «индивид» (интеллектуальные способности в пределах возрастной нормы; адекватная самооценка и идентичность; самоконтроль; ответственность; знание норм поведения в различных ситуациях; высокая познавательная активность и эрудиция; способность справляться с изменениями и стрессоустойчивость; творческие способности и наличие хобби; готовность к сотрудничеству; коммуникабельность и открытость в общении; эмпатия и отзывчивость; способность позитивно смотреть на будущее и положительное самовосприятие), на уровне «семья» (полная семья, доверительные отношения и благоприятный климат; сосуществование ценностей и поддержка традиций; взаимопомощь и взаимоподдержка членов семьи, забота друг о друге; крепкая связь ребенка с родителями, а также между сиблингами; четкие правила и границы в семейной системе), на уровне «окружение» (развитая сеть социальных контактов и участие в общественной деятельности; наличие друзей и принятие их родителями; наличие авторитетного взрослого), на уровне «школа, образование» (старательность и усердие; нацеленность на процесс обучения, направленность на получение образования; посещение школы и хорошая успеваемость; хорошие отношения с учителями; комфортная ситуация в классе и контакты с учителями и другими значимыми взрослыми; ребенок пользуется популярностью и имеет друзей в образовательном учреждении, признание способностей ученика). Реализация данного подхода четко прослеживается как на уроках, так и в рамках воспитательных мероприятий, проведенных педагогами-новаторами.
Педагоги подчеркивают особенную эффективность данного подхода в работе с учащимися, малоуспешными в учебной деятельности, имеющими низкую школьную мотивацию, повышенную и высокую тревожность, неустойчивую самооценку.
Внедрение модели психолого-педагогической поддержки учащихся в контексте проектирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды предъявляет определенные требования к уровню психолого-педагогической культуры педагогов. Учителя, имеющие устойчивые стереотипы традиционного взаимодействия в системе учитель-ученик, привычно акцентирующие свое внимание на недостатках учебной и внеучебной деятельности учащихся, отклонениях в поведении и особенностях личности, затрудняются в формулировании поддерживающих высказываний, в определении факторов защиты и их укреплении в повседневном взаимодействии с учащимися. Решению данной проблемы способствовало психолого-педагогическое сопровождение рефлексивной деятельности педагогов, осуществляемое в форме индивидуальной и групповой супервизии, в основе которой лежит салютогенная модель. В течение 2012-2013 учебного года состоялось 5 методических встреч педагогов – участников проекта в форме групповой супервизии, в ходе которых обсуждались их достижения и затруднения в педагогической деятельности, осуществлялся поиск оптимальных решений возникших проблем. Таким образом, педагоги, получая в ходе супервизии психологическую поддержку, основанную на укреплении сильных сторон личности, научились переносить новую, более эффективную модель взаимодействия в практику своей профессиональной деятельности.
С некоторыми материалами проекта можно ознакомиться здесь: